воскресенье, 11 апреля 2021 г.

Психологическая готовность к школе

 Психологическая готовность к школе

Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать, считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.



Высокого уровня знаний, умений, навыков ребенка не всегда достаточно для успешной учебы. Надо не обучать ребенка тому, чему его будут учить в школе, а развивать предпосылки к обучению.

  Показатели физической готовности

Морфологические:

·         Абсолютные размеры тела (масса не менее 23 кг);

·         Пропорции тела. Филиппинский тест. Левой рукой дотянуться до правого уха, проведя руку над головой) указывают на то, что ребенок прошел «полуростовой скачёк» и может длительно работать в ровном темпе.

·         У ребенка сменилось минимум 2 молочных зуба на постоянные

Психомоторное (двигательное) развитие

·         Параллельное развитие мелкой  и крупной моторики: 1. Наличие фазы полета при беге. 2. «Прыжки на месте» (10 прыжков за 5 секунд).3. Упражнения с мячом. 4. «Удержание равновесия» 8 секунд.

·         Работоспособность (усидчивость; способность не отвлекаться, выполняя конкретное задание, по крайней мере 15 мин). «Тепинг-тест» за 10 с поставить как можно больше точек (не менее 23).

Отставание в моторном развитии в сочетании с отставанием в физиологическом развитии являются серьезными противопоказаниями для начала систематического обучения в школе.

 Показатели интеллектуальной готовности

·         Аналитическое мышление: ребенок умеет сравнивать, обобщать, находить сходства и различия, делать выводы, определять причинно-следственные связи, выделять существенные признаки.

·         Логическое запоминание: ребенок запоминает материал на основе понимания: ребенок слушает текст и воспроизводит его основной смысл самостоятельно или в ответ на вопросы взрослого.

·         Достаточный объем механической памяти (запоминает и сразу может воспроизвести не менее 5 из 10 существительных).

·         Достаточный уровень внимания («Найди отличия» и  «Нелепицы»).

·         Достаточная осведомленность о себе и мире: знает свои ФИО, возраст, дату рождения, адрес; имена и род занятий родителей; времена года, месяцы, дни недели, время суток, цвета, формы; различает право-лево, верх и вниз; владеет бытовыми понятиями, основными нормами этикета; знает главные ПДД.

 

Важен не объем знаний, а их качество, степень осознанности, четкость представлений.

 

Игра «Летит — едет — плывет»

Если предмет летит — машем руками над головой, если едет — топаем ногами, если плывет — разводим руками в стороны, плывем.

Предметы: самолет, лодка, автобус, самокат, пчела, воздушный шарик, корабль, поезд, велосипед, мопед, кит, птица, вертолет.

 Показатели речевой готовности

·         Ребенок правильно произносит все звуки.

·         Умеет различать звонкие-глухие, твердые-мягкие, свистящие-шипящие (крыса-крыша, крот-грот, бочка-почка).

·         Умеет определять первый и последний звук в слове и есть ли заданный звук в слове.

·         Верно согласовывает слова в высказывании, может изменять слово по числу, роду (желтый – желтые - желтая), правильно употребляет предлоги.

·         Имеет словарный запас – не менее 3500 слов. Можно определить по умению обобщать в группы предметов (мебель, посуда, животные, инструменты и прочее), называть времена года, месяцы, дни недели, цвета, геометрические фигуры, не менее 10 диких и домашних зверей и птиц, детенышей животных.

·         Владеет связной речью. Можно проверить через диалог с ребенком на свободную тему: может ли он последовательно и точно высказаться, довести фразу до конца, может ли составить рассказ по картинке.

·         Знает ли речевой этикет (обращается к взрослому на «вы», соблюдает нормы приветствия и  прощания, может дослушать, ответить).

Упражнение. Что сначала, что потом. Составить рассказ по картинке

 Показатели социально-психологической готовности

·         Ребенок демонстрирует потребность в общении, вступает в контакты с ровесниками и взрослыми и поддерживает их.

·         Умеет слушать, спрашивать, соглашаться и отказываться, остерегаться (чужих взрослых, физической расправы, чрезвычайных ситуаций и т.п.),  сотрудничать.

·         Может высказать мнение, показать умение, выступить (у ребенка сформированы навыки коммуникативной инициативы, самопрезентации).

·         Ребенок может подчинить свое поведение нормам детской группы, класса.

·         Способен приемлемыми способами отстаивать свои границы (может не согласиться, возразить, отказаться, запретить что-то делать с собой).

·         Имеет опыт самостоятельного решения проблем.

·         Проявляет желание частично сепарироваться от родителей, иметь свои дела и секреты.

Учите ребенка слушать, видеть, наблюдать.

Показатели эмоционально-личностной готовности

·         Ребенок эмоционально устойчив.

·         Сохраняет цель при столкновении с трудностями, может самостоятельно с ними справиться и не боится их.

·         Умеет адекватно реагировать на оценку взрослого, конфликт, обиду.

·         Способен принимать состояние другого человека и сопереживать.

Если ребенок неправильно выполняет задание. Как должен себя вести родитель? Вместо оценки «нет», «неправильно» использовать вопросы: Почему ты так думаешь? Как ты делал?

 Показатели мотивационной готовности

·         Ребенок проявляет интерес к школе, положительно относится к ней, учителям, самому себе как будущему ученику.

·         Воспринимает учение как серьезную деятельность.

·         Хочет освоить роль школьника, ходить в школу, иметь школьные принадлежности, новые обязанности, друзей, получать оценки.

·         Демонстрирует желание обсуждать со взрослыми более сложные вопросы, чем быт или игра.

·         Принимает школьные требования, осознает их обязательность.

·         Испытывает потребность в новых знаниях, стремится их совершенствовать.

Учить, соблюдая условия дошкольного обучения: 

v  очень короткие периоды занятий (5-15 минут). Дошкольники держат внимание очень непродолжительное время, им нужна смена деятельности. 

v  игровая форма занятий

v  позитивный эмоциональный фон занятий. Занятия из-под палки для дошкольника – это столбовая дорога к проблемам в школе.

v  обучение между делом. Играйте с ним, пишите коротенькие записки, читайте названия на улицах, предлагайте помочь посчитать сдачу.

Волевая готовность — управляет своими эмоциями, поведением, умеет организовать свое рабочее место и поддерживать порядок на нем, положительно относится к целям деятельности, принимает их, стремится преодолевать трудности, достичь результата своей деятельности. Волевая готовность необходима для нормальной адаптации к школе. Речь не об умении слушаться, хотя это тоже важно, а об умении слушать, вникать в содержание того, о чем говорит взрослый.

Комментариев нет:

Отправить комментарий