Психологическая готовность к школе
Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать, считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.
Высокого уровня знаний, умений, навыков ребенка не всегда достаточно для успешной учебы. Надо не обучать ребенка тому, чему его будут учить в школе, а развивать предпосылки к обучению.
Морфологические:
·
Абсолютные
размеры тела (масса не менее 23 кг);
·
Пропорции
тела. Филиппинский тест. Левой рукой дотянуться до правого уха, проведя руку
над головой) указывают на то, что ребенок прошел «полуростовой скачёк» и может
длительно работать в ровном темпе.
· У ребенка сменилось минимум 2 молочных зуба на постоянные
Психомоторное (двигательное) развитие
·
Параллельное развитие мелкой и крупной моторики: 1.
Наличие фазы полета при беге. 2. «Прыжки на месте» (10 прыжков за 5 секунд).3. Упражнения с мячом. 4. «Удержание
равновесия» 8 секунд.
·
Работоспособность
(усидчивость; способность не отвлекаться, выполняя конкретное задание, по
крайней мере 15 мин). «Тепинг-тест» за 10 с поставить как можно
больше точек (не менее 23).
Отставание в моторном развитии в сочетании с отставанием в
физиологическом развитии являются серьезными противопоказаниями для начала
систематического обучения в школе.
·
Аналитическое
мышление: ребенок умеет сравнивать, обобщать, находить сходства и различия,
делать выводы, определять причинно-следственные связи, выделять существенные
признаки.
·
Логическое
запоминание: ребенок запоминает материал на основе понимания: ребенок слушает
текст и воспроизводит его основной смысл самостоятельно или в ответ на вопросы
взрослого.
·
Достаточный
объем механической памяти (запоминает и
сразу может воспроизвести не менее 5 из 10 существительных).
·
Достаточный
уровень внимания («Найди отличия» и «Нелепицы»).
·
Достаточная
осведомленность о себе и мире: знает свои ФИО, возраст, дату рождения, адрес;
имена и род занятий родителей; времена года, месяцы, дни недели, время суток,
цвета, формы; различает право-лево, верх и вниз; владеет бытовыми понятиями,
основными нормами этикета; знает главные ПДД.
Важен не объем знаний,
а их качество, степень осознанности, четкость представлений.
Игра
«Летит — едет — плывет»
Если предмет летит — машем руками над
головой, если едет — топаем ногами, если плывет — разводим руками
в стороны, плывем.
Предметы: самолет, лодка, автобус, самокат, пчела, воздушный шарик, корабль,
поезд, велосипед, мопед, кит, птица, вертолет.
·
Ребенок
правильно произносит все звуки.
·
Умеет
различать звонкие-глухие, твердые-мягкие, свистящие-шипящие (крыса-крыша,
крот-грот, бочка-почка).
·
Умеет
определять первый и последний звук в слове и есть ли заданный звук в слове.
·
Верно
согласовывает слова в высказывании, может изменять слово по числу, роду (желтый
– желтые - желтая), правильно употребляет предлоги.
·
Имеет
словарный запас – не менее 3500 слов. Можно
определить по умению обобщать в группы предметов (мебель, посуда, животные,
инструменты и прочее), называть времена года, месяцы, дни недели, цвета,
геометрические фигуры, не менее 10 диких и домашних зверей и птиц, детенышей
животных.
·
Владеет
связной речью. Можно проверить через диалог с ребенком на свободную тему: может
ли он последовательно и точно высказаться, довести фразу до конца, может ли
составить рассказ по картинке.
·
Знает
ли речевой этикет (обращается к взрослому на «вы», соблюдает нормы приветствия
и прощания, может дослушать, ответить).
Упражнение.
Что сначала, что потом. Составить
рассказ по картинке
·
Ребенок
демонстрирует потребность в общении, вступает в контакты с ровесниками и
взрослыми и поддерживает их.
·
Умеет
слушать, спрашивать, соглашаться и отказываться, остерегаться (чужих взрослых,
физической расправы, чрезвычайных ситуаций и т.п.), сотрудничать.
·
Может
высказать мнение, показать умение, выступить (у ребенка сформированы навыки
коммуникативной инициативы, самопрезентации).
·
Ребенок
может подчинить свое поведение нормам детской группы, класса.
·
Способен
приемлемыми способами отстаивать свои границы (может не согласиться, возразить,
отказаться, запретить что-то делать с собой).
·
Имеет
опыт самостоятельного решения проблем.
·
Проявляет
желание частично сепарироваться от родителей, иметь свои дела и секреты.
Учите ребенка слушать, видеть, наблюдать.
Показатели эмоционально-личностной готовности
·
Ребенок
эмоционально устойчив.
·
Сохраняет
цель при столкновении с трудностями, может самостоятельно с ними справиться и
не боится их.
·
Умеет
адекватно реагировать на оценку взрослого, конфликт, обиду.
·
Способен
принимать состояние другого человека и сопереживать.
Если
ребенок неправильно выполняет задание. Как должен себя
вести родитель? Вместо оценки «нет», «неправильно» использовать вопросы: Почему
ты так думаешь? Как ты делал?
·
Ребенок
проявляет интерес к школе, положительно относится к ней, учителям, самому себе
как будущему ученику.
·
Воспринимает
учение как серьезную деятельность.
·
Хочет
освоить роль школьника, ходить в школу, иметь школьные принадлежности, новые
обязанности, друзей, получать оценки.
·
Демонстрирует
желание обсуждать со взрослыми более сложные вопросы, чем быт или игра.
·
Принимает
школьные требования, осознает их обязательность.
·
Испытывает
потребность в новых знаниях, стремится их совершенствовать.
Учить, соблюдая условия
дошкольного обучения:
v
очень короткие периоды занятий
(5-15 минут). Дошкольники держат внимание
очень непродолжительное время, им нужна смена деятельности.
v
игровая форма занятий
v позитивный эмоциональный фон занятий. Занятия из-под палки для дошкольника – это столбовая дорога к проблемам в школе.
v обучение между делом. Играйте с ним, пишите коротенькие записки, читайте названия на улицах, предлагайте помочь посчитать сдачу.
Волевая готовность — управляет своими эмоциями, поведением, умеет организовать свое рабочее место и поддерживать порядок на нем, положительно относится к целям деятельности, принимает их, стремится преодолевать трудности, достичь результата своей деятельности. Волевая готовность необходима для нормальной адаптации к школе. Речь не об умении слушаться, хотя это тоже важно, а об умении слушать, вникать в содержание того, о чем говорит взрослый.
Комментариев нет:
Отправить комментарий