среда, 3 марта 2021 г.

Определение мотивов учебной деятельности М.Р. Гинзбург

Цель: изучение сформированности мотивов учения, выявление ведущего мотива.

Форма проведения: индивидуальная.

Инструкция. Сейчас я буду рассказывать историю и показывать картинки, а ты слушай меня внимательно.

Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. А если бы не мама, я бы в школу не ходил" (рис. а).

Второй мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я бы все равно учился" (рис. б).

Третий мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть" (рис. в).

Четвертый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким" (рис. г).

Пятый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что надо учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься - можешь стать кем захочешь" (рис. д).

Шестой мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что получаю там пятерки" (рис. е).

1. Кто из них, по-твоему, прав? Почему?(Выбор I)

2. С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему?(Выбор 2)

3. С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему?(Выбор 3)

Дети последовательно осуществляют три выбора. Если содержание недостаточно прослеживается в ответе ребёнка, необходимо задать контрольный вопрос: "А что этот мальчик сказал?", чтобы быть уверенным в том, что ребёнок произвёл свой выбор, исходя именно из содержания рассказа, а не случайно указал на одну из шести картинок.




Обработка результатов. Ответы (выбор определённой картинки) экспериментатор заносит в таблицу и затем оценивает.

Определение мотивов учебной деятельности М.Р. Гинзбург

Дата обследования ____________ Воспитатель _____________________________________________

ФИ ребенка

I выбор . Кто из них, по-твоему, прав? Почему?

II ыбор .  С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему?

III выбор. С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему?

Контрольный выбор. А что этот мальчик сказал?

Всего    

Уровень мотивации

1

2

3


 Анализ результатов:

Контрольный выбор добавляет к общей сумме баллов количество баллов соответствующего выбора.

Учебная мотивация диагностируется по наибольшему количеству баллов (доминирующая мотивация). Иногда ребенок может руководствоваться и другими мотивами. Об отсутствии мотивации обучения свидетельствует ограниченность предпочтений, т.е. школьниками практикуются различные подходы к тем или иным ситуациям. Из ответов-выборов будущих первоклассников делается вывод о сущности ведущего мотива будущей учебной деятельности.

Выбор ребенком одной и той же картинки три раза подряд, а также ответы на вопросы, подтверждающие осознанность его выбора, свидетельствуют о наличии одного ведущего мотива.

Выбор ребенком одной и той же картинки два раза подряд и ответы на вопросы, подтверждающие осознанность его выбора, свидетельствуют о наличии одного ведущего мотива, а также другого мотива, менее значимого.

Если ребенок выбирает три разных картинки и осознанно объясняет свои выборы, то это свидетельствует о разносторонней мотивации, по ведущим следует считать мотив, обозначенный первой выбранной картинкой.

Когда ребенок выбирает 3 разных картинки и не может рационально объяснить свои выборы, это может свидетельствовать о недостаточном развитии мотивационной составляющей при подготовке к школе. Но условно ведущим следует считать мотив, обозначенный первой выбранной картинкой.

Для отслеживания дальнейшей результативности процесса формирования учебной мотивации учащихся целесообразно выявить уровень мотивации в целом.

а)

Внешний мотив

собственного желания ходить в школу ребенок не проявляет, школу он посещает только по принуждению

0 баллов

б)

Игровой мотив

в школе ребенку нравится только играть, гулять, общаться с детьми

1 балл

в)

Получение отметки

ребенок ходит в школу, чтобы зарабатывать пятерки, за которые хвалят родители и учитель

2 балла

г)

Позиционный мотив

ребенок ходит в школу не для того, чтобы овладевать учебной деятельностью, а для того, чтобы почувствовать себя взрослым, повысить свой статус в глазах детей и взрослых

3 балла

д)

Социальный мотив

ребенок ходит в школу не для того, чтобы быть образованным, узнавать что-то новое, а потому, что знает: учиться надо, чтобы в будущем получить профессию, - так говорят родители

4 балла

е)

Учебный мотив

ребенку нравится учиться, нравится посещать школу

5 баллов

Баллы выбранных картинок суммируются и на их основе по оценочной таблице выявляются уровни мотивации.

ОЦЕНОЧНАЯ ТАБЛИЦА УРОВНЕЙ МОТИВАЦИИ


Количество баллов

Уровень мотивации

13-15 баллов

очень высокий уровень мотивации, преобладание учебных мотивов, возможно наличие социальных мотивов

10-12 баллов

высокий уровень учебной мотивации, преобладание социальных мотивов, возможно присутствие учебного и позиционного мотивов

7-9 баллов

нормальный уровень мотивации, преобладание позиционных мотивов, возможно присутствие социального и оценочного мотивов

4-6 баллов

сниженный уровень мотивации, преобладание оценочных мотивов, возможно присутствие позиционного и игрового (внешнего) мотивов

0-3 балла

низкий уровень учебной мотивации, преобладание игровых или внешних мотивов, возможно присутствие оценочного мотива



Комментариев нет:

Отправить комментарий