Цель: изучение сформированности мотивов учения, выявление ведущего мотива.
Форма
проведения: индивидуальная.
Инструкция. Сейчас
я буду рассказывать историю и показывать картинки, а ты слушай меня внимательно.
Мальчики
(девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик сказал: "Я хожу в школу
потому, что меня мама заставляет. А если бы не мама, я бы в школу не
ходил" (рис. а).
Второй
мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться,
нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я бы все равно
учился" (рис. б).
Третий
мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят,
с которыми можно играть" (рис. в).
Четвертый
мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда
я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был
маленьким" (рис. г).
Пятый
мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что надо учиться. Без учения
никакого дела не сделаешь, а выучишься - можешь стать кем
захочешь" (рис. д).
Шестой
мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что получаю там
пятерки" (рис. е).
1.
Кто из них, по-твоему, прав? Почему?(Выбор I)
2.
С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему?(Выбор 2)
3.
С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему?(Выбор 3)
Дети
последовательно осуществляют три выбора. Если содержание недостаточно
прослеживается в ответе ребёнка, необходимо задать контрольный вопрос: "А
что этот мальчик сказал?", чтобы быть уверенным в том, что ребёнок
произвёл свой выбор, исходя именно из содержания рассказа, а не случайно указал
на одну из шести картинок.
Обработка результатов. Ответы (выбор определённой картинки) экспериментатор заносит в таблицу и затем оценивает.
Определение
мотивов учебной деятельности М.Р. Гинзбург
Дата
обследования ____________ Воспитатель _____________________________________________
№ |
ФИ ребенка |
I
выбор . Кто из них, по-твоему, прав? Почему? |
II
ыбор . С кем из них ты хотел бы вместе
играть? Почему? |
III
выбор. С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему? |
Контрольный выбор. А что этот мальчик
сказал? |
Всего |
Уровень мотивации |
1 |
|||||||
2 |
|||||||
3 |
Контрольный выбор добавляет к общей
сумме баллов количество баллов соответствующего выбора.
Учебная мотивация диагностируется по
наибольшему количеству баллов (доминирующая мотивация). Иногда ребенок может
руководствоваться и другими мотивами. Об отсутствии мотивации обучения
свидетельствует ограниченность предпочтений, т.е. школьниками практикуются различные
подходы к тем или иным ситуациям. Из ответов-выборов будущих первоклассников
делается вывод о сущности ведущего мотива будущей учебной деятельности.
Выбор ребенком одной и той же картинки
три раза подряд, а также ответы на вопросы, подтверждающие осознанность его
выбора, свидетельствуют о наличии одного ведущего мотива.
Выбор ребенком одной и той же картинки
два раза подряд и ответы на вопросы, подтверждающие осознанность его выбора,
свидетельствуют о наличии одного ведущего мотива, а также другого мотива, менее
значимого.
Если ребенок выбирает три разных
картинки и осознанно объясняет свои выборы, то это свидетельствует о
разносторонней мотивации, по ведущим следует считать мотив, обозначенный первой
выбранной картинкой.
Когда ребенок выбирает 3 разных картинки
и не может рационально объяснить свои выборы, это может свидетельствовать о
недостаточном развитии мотивационной составляющей при подготовке к школе. Но
условно ведущим следует считать мотив, обозначенный первой выбранной картинкой.
Для отслеживания дальнейшей
результативности процесса формирования учебной мотивации учащихся целесообразно
выявить уровень мотивации в целом.
а) |
Внешний
мотив |
собственного
желания ходить в школу ребенок не проявляет, школу он посещает только по
принуждению |
0
баллов |
б) |
Игровой
мотив |
в
школе ребенку нравится только играть, гулять, общаться с детьми |
1
балл |
в) |
Получение
отметки |
ребенок
ходит в школу, чтобы зарабатывать пятерки, за которые хвалят родители и
учитель |
2
балла |
г) |
Позиционный
мотив |
ребенок
ходит в школу не для того, чтобы овладевать учебной деятельностью, а для
того, чтобы почувствовать себя взрослым, повысить свой статус в глазах детей
и взрослых |
3
балла |
д) |
Социальный
мотив |
ребенок
ходит в школу не для того, чтобы быть образованным, узнавать что-то новое, а
потому, что знает: учиться надо, чтобы в будущем получить профессию, - так
говорят родители |
4
балла |
е) |
Учебный
мотив |
ребенку
нравится учиться, нравится посещать школу |
5
баллов |
Баллы выбранных картинок суммируются и на их основе
по оценочной таблице выявляются уровни мотивации.
ОЦЕНОЧНАЯ ТАБЛИЦА УРОВНЕЙ МОТИВАЦИИ
Количество
баллов |
Уровень
мотивации |
13-15
баллов |
очень
высокий уровень мотивации, преобладание учебных мотивов, возможно наличие
социальных мотивов |
10-12
баллов |
высокий
уровень учебной мотивации, преобладание социальных мотивов, возможно
присутствие учебного и позиционного мотивов |
7-9
баллов |
нормальный
уровень мотивации, преобладание позиционных мотивов, возможно присутствие
социального и оценочного мотивов |
4-6
баллов |
сниженный
уровень мотивации, преобладание оценочных мотивов, возможно присутствие
позиционного и игрового (внешнего) мотивов |
0-3
балла |
низкий
уровень учебной мотивации, преобладание игровых или внешних мотивов, возможно
присутствие оценочного мотива |
Комментариев нет:
Отправить комментарий