«Зачем нужен психолог в детском саду?» – недоумевают многие родители, ошибочно полагая, что подобного рода специалист необходим лишь там, где речь идет о наличии психических расстройств.
Сегодня я вам расскажу, чем же занимается педагог-психолог. Хочется сразу разъяснить ситуацию: психолог и психиатр, (с которым часто нас сравнивают) имеют существенные различия в роде деятельности.
Психиатр — врач,
занимающийся отклонениями(нарушениями) в психической сфере человека. Он может
поставить диагноз, назначить, при необходимости, медикоментозное лечение, дать
направление в специализированный сад.
Психолог (детский) —
педагог, занимающийся с детьми, не имеющими отклонений в психической сфере. Он
не ставит диагноз, а может сделать условно-вариативный прогноз на будущее. При
необходимости может предложить пройти консультацию у других специалистов:
психиатра, невролога, логопеда.
Детсадовские психологи
помогают малышам быстрее адаптироваться к детскому саду, к новому коллективу
сверстников и воспитателям, консультируют родителей относительно
поведения, развития и воспитания детей.
Главное не
«упустить» малыша, трудности которого находятся «на грани нормы», чтобы
вместе с родителями и другими специалистами помочь ему справиться с
ними еще до школы.
Основная задача работы
педагога-психолога — сделать жизнь ребенка в детском саду удобной,
комфортной прежде всего с точки зрения детской психики, индивидуальных
особенностей ее развития. Педагог-психолог помогает обеспечить психологические
условия для охраны здоровья и развития личности детей.
Педагог-психолог ведет работу в
дошкольном учреждении по следующим направлениям:
Первое — это
консультации
Консультации «по запросу» —
любые проблемы, которые волнуют близких малыша. Будь то мама или папа,
бабушка или дедушка, они могут и должны обращаться к психологу, когда им
кажется, что с ребенком что-то не так. Педагог-психолог поможет
родителям ребенка найти и объяснить скрытые причины некоторых детских неудач,
поступков и особенностей поведения. Педагог-психолог подскажет родителям
как надо общаться со своими детьми, чтобы изменения поведения в
желательном направлении закреплялись.
Психологическое консультирование
в ДОУ проводится с родителями по поводу проблем ребёнка, особенностей его
развития.
Консультирование может быть как
плановым, так и внезапным для решения внезапно возникших вопросов.
Второе направление —
это диагностика
Плановая диагностика по возрасту
проводится для того, чтобы определить уровень развития высших
психических функций и эмоциональное состояние ребенка — чтобы помочь ему,
если есть какие-то проблемы. Психика ребенка пластична, поэтому один
развивается быстрее, другой медленнее. Ведь дети бывают разные, есть
агрессивные, есть импульсивные, есть тревожные. Чтобы помочь детям
психолог проводит игровые коррекционно-развивающие занятия.
Помимо плановой
диагностики, о которой шла речь, проводятся и «ситуативные» исследования.
Например, появились у ребенка страхи. Педагог-психолог с помощью специальных
тестов может выявить причину. Развелись родители — то, как перенес это
ребенок, можно выявить при помощи специальных методик.
Отдельный вид диагностики,
которую проводит педагог-психолог, — это комплексная оценка готовности
ребенка к школе. Родители обязательно во всех подробностях должны вникнуть в
его результаты. В первую очередь, чтобы помочь своему ребенку. Если он будет не
совсем готов к школе, то психолог вам подскажет, на что именно нужно будет
обратить внимание
Третье направление — это коррекционно-развивающая работа
Он ведет коррекционную работу.
Дети, как известно, все разные. Один ребенок развивается быстрее, другой
медленнее. Психические процессы тоже формируются скачкообразно. И порой бывает,
что развитие какой-то психической функции нужно чуть-чуть подтолкнуть, чтобы
наладилось нормальное усвоение знаний или поведение. С этой целью психолог
планирует и проводит с ребенком коррекционные занятия, при проведении которых
используются программы, составленные специалистами и
включает в себя следующие формы работы:
— индивидуальные коррекционные
занятия;
— занятия по подготовке детей к
школьному обучению.
Четвёртое направление — это психологическое просвещение и
психологическая профилактика
Психологическое просвещение
родителей носит профилактический, т.е. предупреждающий характер. Основным
средством профилактики отношений в развитии детей служит информированность
родителей, повышение их психолого-педагогической культуры. С этой целью
психологом ДОУ проводятся тематические беседы и групповые консультации с
родителями. Также психолог заботится о создании психологически благоприятного
климата в ДОУ. Особое внимание уделяется стилю взаимодействия взрослых и детей.
Таким образом, в детском саду
педагог-психолог присутствует в первую очередь для того, чтобы всеми сторонами
«соблюдались интересы ребенка». Его труд, как правило, не очевиден родителю, но
малышу он, поверьте, необходим.
Комментариев нет:
Отправить комментарий